РУС БЕЛ ENG

Районный ресурсный центр по подготовке учащихся к олимпиаде по учебному предмету "Русский язык"

 

Руководитель ресурсного центра по подготовке учащихся к олимпиаде

по учебному предмету «Русский язык» 

Логимахова Рита Михайловна,высшая квалификационная категория 

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ

 районного ресурсного центра по подготовке учащихся к олимпиаде

по учебному предмету «Русский язык» на базе ГУО «Средняя школа №3 г.Осиповичи»

на 2024/2025 учебный год

Предмет

Класс

День недели

Время

Аудитория

 

Русский язык

 

 

7-8

 

понедельник

 

14.00 – 15.00

 

203

 

Список учащихся

районного ресурсного центра по подготовке к олимпиаде

по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература»

на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

ФИО учащегося

Класс

Учреждение образования

1

Ерошевич Артем Дмитриевич

9

ГУО «Средняя школа № 1 г. Осиповичи имени Б.М.Дмитриева»

2

Ананич Юлия Сергеевна

8

ГУО «Средняя школа № 1 г. Осиповичи имени Б.М.Дмитриева»

3

Петрушенко Полина Сергеевна

7

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

4

Ситков Арсений Дмитриевич

7

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

5

Колос София Юрьевна

7

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

6

Мельник София Владимировна

7

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

7

Ястреб Вера Александровна

7

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

8

Домский Егор Игоревич

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

9

Домский Илья Игоревич

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

10

Домская Полина Игоревна

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

11

Залога Екатерина Александровна

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

12

Серебрякова Злата Анатольевна

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

13

Гулей Анна Николаевна

8

ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

14

Федрушина Виктория Дмитриевна

8

ГУО «Протасевичская средняя школа»

15

Поляков Игорь Сергеевич

9

ГУО «Протасевичская средняя школа»

16

Абрамчик Даяна Анатольевна

8

ГУО «Средняя школа № 2 г. Осиповичи»

ПРОГРАММА

 подготовки учащихся VII- VIII классов к республиканской олимпиаде по учебным предметам «Русский язык», «Русская литература»

 

Цель: подготовить учащихся 7-8 классов к олимпиаде по учебным предметам «Русский язык» и «Русская литература».

Задачи:

  • пробуждение интереса к углублённому изучению русского языка и литературы;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование умений анализировать стихотворный текст;
  • развитие творческих способностей учащихся.

 

История русского литературного языка

История языка. Происхождение современного русского литературного письма. Начало славянской письменности.

 

Фонетика. Орфоэпия

Фонетическая транскрипция. Чередование гласных и согласных. Буквы ъ и ь.

 Ударение. Фонетическое слово. Место ударения в русском языке.

Схема фонетического разбора

 

Состав слова. Словообразование

Классификация морфем. Чередование гласных и согласных в корне слова. Словообразовательные и формообразовательные морфемы. Исторические изменения в составе слова. Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

 

Лексика и фразеология

Понятие о лексике и лексикологии. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов. Омонимы. Связь омонимии с многозначностью. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Лексика русского языка с точки зрения употребления.

Фразеологические выражения и их особенности. Крылатые слова. Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы.

Словари русского языка.

Морфология

Классификация частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи. Имя существительное. Имя прилагательное. Местоимение. Имя числительное. Глагол. Наречие.

Причастие. Деепричастие.

Служебные части речи. Союз. Предлог. Частица.

Морфологический разбор частей речи.

Омонимия частей речи.

 

Синтаксис и пунктуация простого предложения

Главные члены предложения. Сказуемое и его основные типы.

Виды односоставных предложений.

Простое осложнённое предложение.

Предложения с обособленными членами.

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями. Синтаксические конструкции с союзом как.

Трудности пунктуации простого предложения.

 

Анализ поэтического текста

 Тема стихотворения, идея, проблематика. Интонация стихотворения. Ассоциации с названием стихотворения. Изобразительно – выразительные средства, их роль в раскрытии темы, идеи. Особенности композиции. Характеристика лирического героя. Морфология. Лексика. Размер. Строфика. Рифма. Жанр. Цветопись и звукопись.

 

Календарно-тематическое планирование занятий

в районном ресурсном центре по подготовке учащихся к олимпиаде по учебному предмету «Русский язык» 

в 2024/2025 учебном году

 

№ п/п

Дата

Темы

Кол-во часов

1.

16.09

История русского литературного языка

История языка. Происхождение современного русского литературного письма. Начало славянской письменности.

1

2.

23.09

Фонетика. Орфоэпия

Фонетическая транскрипция. Чередование гласных и согласных. Буквы ъ и ь.

1

3.

30.09

Ударение. Фонетическое слово. Место ударения в русском языке. Схема фонетического разбора

1

4.

07.10

Состав слова. Словообразование

Классификация морфем. Чередование гласных и согласных в корне слова.

1

5.

14.10

Словообразовательные и формообразовательные морфемы. Исторические изменения в составе слова.

1

6.

21.10

Способы словообразования. Морфемный и словообразовательный разбор слова.

1

7.

28.10

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слов.

1

8.

04.11

Синонимы. Антонимы. Паронимы.

1

9.

11.11

Лексика русского языка с точки зрения употребления.

1

10.

18.11

Фразеологические выражения и их особенности. Крылатые слова.

1

11.

25.11

Фразеологизмы – синонимы. Фразеологизмы – антонимы. Словари русского языка.

1

12.

02.12

Морфология

Классификация частей речи в русском языке.

Самостоятельные части речи.

1

13.

09.12

Имя существительное.

1

14.

16.12

Имя прилагательное.

1

15.

23.12

Местоимение.

1

16.

13.01

Имя числительное.

1

17.

20.01

Глагол.

1

18.

27.01

Наречие.

1

19.

03.02

Причастие.

1

20.

10.02.

Деепричастие.

1

21.

17.02

Служебные части речи. Союз.

1

22.

24.02

Предлоги. Предлоги производные и непроизводные. Особенности употребления предлогов

1

23.

03.03

Частица. Классификация частиц. Правописание частиц

1

24.

10.03

Морфологический разбор частей речи. Омонимия частей речи.

1

25.

17.03

Синтаксис и пунктуация простого предложения

Главные члены предложения.

1

26.

31.03

Сказуемое и его основные типы.

1

27.

07.04

Виды односоставных предложений.

1

28.

14.04

Простое осложнённое предложение.

Предложения с обособленными членами.

1

29.

21.04

Предложения с вводными словами, обращениями и междометиями

1

30.

28.04

Синтаксические конструкции с союзом как.

Трудности пунктуации простого предложения.

1

31.

05.05

Анализ поэтического текста

 Тема стихотворения, идея, проблематика. Интонация стихотворения. Ассоциации с названием стихотворения.

1

32.

12.05

Изобразительно – выразительные средства, их роль в раскрытии темы, идеи.

1

33.

19.05

Особенности композиции. Характеристика лирического героя. Морфология. Лексика.

1

34.

26.05

Размер. Строфика. Рифма. Жанр. Цветопись и звукопись.

1

 

Согласовано

Методист ГУМУ «Осиповичский районный учебно-методический кабинет»

О.В. Курьянович

Материалы для самоподготовки

Фонетика

Задание 1. Для каждого согласного в следующей фразе укажите, произносится он глухо или звонко: рак бы укусил гребца.

 

Задание 2. Какой принцип лежит в основе деления согласных букв на три приведенные ниже группы? Какая из букв не вошла ни в одну из этих групп? Почему? Какая из букв группы 2 имеет отличие от остальных букв данной группы?   

  1) б, в, г, д, ж, з, п, т, ц, ч;

  2) л, м, н, р, с, ф;

  3) к, х, ш, щ.

 

Задание 3. Какие согласные стоят в сильной позиции по глухости/звонкости? Подчеркните их.

Дружба, свиток, слез, срубил, злой.

Задание 4.  Какие согласные стоят в слабой позиции по глухости / звонкости? Подчеркните их.

Загадка, краб, рюкзак, экзамен, зигзаг, вокзал, молотьба.

Задание 5. Определите, какие фонетические изменения происходят при произнесении следующих слов.

Сборы, отдушина, косьба, сгоревшая, сдача, голубь, молотьба, футбол, берег, морковь.

 

Задание 6. Обозначьте звуки, которые произносятся на стыке приставки и корня в следующих словах.

Расчертить, сжечь, бесшумный, подцепить, разжать, расщепить, подтянуть, расшевелить.

 

Задание 7

В некоторых олимпиадных заданиях по русскому языку участников просят найти в тексте количество употреблений того или иного звука, обычно в такой формулировке: «сколько раз такой-то звук встречается в этом тексте».

На занятиях по подготовке к олимпиаде два ученика анализировали следующий текст:

Огни везде рано погасли, и скоро настала повсеместная тишина. Луна светила над совершенно опустевшими улицами, в созвездии Пса ярко горел Сириус; на круглую площадь между Воротами Солнца и Воротами Луны вышли три звездочета в длинных желтых хитонах (Н. С. Лесков)

Один ученик сказал, что в этом тексте звук [т] встречается 9 раз, а звук [т’] – 4 раза; второй ученик сказал, что звук [т] встречается 10 раз, а звук [т’] – 3 раза.

Оба ученика ошиблись. Укажите, сколько раз встречаются в этом тексте оба звука.

Лексика и фразеология

Задание 1. Какое из слов не входит в синонимический ряд? Выпишите его.

А) Потому что, оттого что, вследствие того что, благодаря тому что, так что.

Б) Приезжать, приближаться, близиться, подходить, надвигаться.

В) Пролететь, уехать, пробежать, промчаться, пронестись, промелькнуть, улететь, умчаться, унестись.

Задание 2. Расположите синонимы по возрастающей степени действия или признака.

А) Затейливый, прихотливый, причудливый, замысловатый.

Б) Древний, старый, преклонный, престарелый.

В) Тихий, безмятежный, покойный, невозмутимый, спокойный, мирный.

Г) Целительный, целебный, животворный, живительный.

д) Пылкий, горячий, страстный, пламенный, жаркий.

Задание 3. Укажите, какие из приведённых синонимических пар полностью совпадают по значению (являются семантическими дублетами), а какие различаются оттенками значения. Попробуйте определить сферу употреб­лении каждого компонента пары. Составьте с ними предложения.

 

1.Удача, успех; 2. луна, селена; 3. фотография, снимок; 4. алфавит, азбука; 5. натуральный, естественный; 6. дебаты, споры; 7. рукоплескать, аплоди­ровать; 8. звонить, телефонировать.

Задание 4. Определите, какие пары слов являются синонимами.

Ареал – ореол, дилемма – альтернатива, конфликт – коллизия, флора – фауна, апелляция- апробация, импозантный – презентабельный, рандеву – авеню, приоритет – паритет, эмитировать – имитировать, фаталист – альтруист.

 

Задание 5. Подберите синонимы к каждому значению многозначного слова.

  1. Яркое выступление, яркая одежда. 2. Горькая ягода, горькая судьба, горькие слова. 3. Кислое настроение, кислая гримаса. 4. Туманный ответ, туманное рассуждение.5. Горячее желание, горячее сердце. 6. Сильный характер, сильные аргументы.  7. Жаркие дни, жаркие речи. 8. Крепкий организм, крепкая дружба. 9. Тяжелая ноша, тяжелое дыхание. 10. Неясная надпись, неясное изображение.

Задание 6. К данным словам подберите антонимы.

Благородство, вертикаль, прадеды, первостепенный, коллективизм, бодрый, авангард, исток, прогрессивный, альфа, лодырь, оригинальный, естественный, возвышаться.

Задание 7. Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

1) Простой узор -…, простой рисунок -…, простой рассказ - …, простые украшения - …, простая задача - ….

2) Горячий человек - …, горячий чай - …, горячая вода - ….

3) Весёлый юноша - …, весёлый взгляд - …, весёлый человек - …, весёлое настроение - …, весёлый день - ….

Задание 8. Найдите слова, которые являются омонимами.

1) Материнская ласка – юркая ласка. 2) тушить пожар – тушить рыбу. 3) искусное перо – гусиное перо. 4) высокая нота – дипломатическая нота. 5) Весь мир – хрупкий мир. 6) мраморная плита – кухонная плита.

Задание 9. Докажите, что данные слова являются омонимами.

1) парк – парк. 2) мотив – мотив. 3) издать – издать.

Задание 10. Составьте словосочетания с данными прилагательными – паронимами.

1) Приметный – приметливый.2) Ценный – ценовой. 3) Элитный – элитарный. 4) Комфортабельный – комфортный. 5) Мнительный – мнимый.

6)Жизненный – житейский.7) Жилой – жилищный.8) Нестерпимый – нетерпимый.9) Практичный – практический.10) Ценный – ценовой. 11) Эффектный – эффективный.

 

Задание 11. Определите, к каким группам лексики относятся слова в каждой паре в зависимости от их лексического значения (многозначные слова, омонимы, паронимы, синонимы, антонимы).

  1. Глазастый мальчуган – глазной кабинет. 2. Хорошая отметка – хороший балл. 3. Поднять чемодан – поднять насыпь. 4. Стеклянный стакан – стекольный завод. 5. Болотистая местность – болотное растение. 6. Пачка ведомостей – кипа газет.7. Максимальное количество – минимальное расстояние. 8. Полные вёдра – полный ребёнок. 9. Предоставить отпуск – представить справку.10. Поддельный документ – фальшивые деньги, высокий забор - забор воды, покупать товары – покупать ребёнка, густой кустарник – редкий лес, модная шляпка – шляпка гриба.

Задание 12. Выпишите вначале лексические омонимы, а затем омоформы.

  • Бак (сосуд) — бак (часть палубы корабля);
  • Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша);
  • Постой (существительное) — постой (глагол);
  • Стекла (род.падеж сущ. стекло) — стекла (глагол);
  • Кран (водопроводный) — кран (подъёмный);
  • Выдержка (цитата) — выдержка (самообладание);
  • Мечи (мн.число от меч) — мечи (глагол);
  • Рой (существительное) — рой (глагол).
  • Болтун (пустослов) — болтун (насиженное яйцо без зародыша);

10)Выдержка (цитата) —выдержка(самообладание);

     11)Кран (водопроводный) — кран(подъёмный).

 

Задание 13. Подберите паронимическую пару к словам:

Невежа - …; абонемент - …; орудие - …; гарант - …; скрытый (о вещи) - …; эффектный - …; динамичный - …; лакированный - …; максималистский - …; обидный - …; оборонительный - …; отборный - …; памятливый - …;почтенный - …; поэтический - …; практический - …; рассудительный - …; рассыпной - …; реалистический - …; редакторский - …; рекомендательный - …; рискованный - …; рыбий - …; сборный - …; сыто - …; безответно - …; надеть - …; предоставить - … .

 

Задание 14. Спишите предложения в следующей последовательности: 1. С лексическими омонимами. 2. С грамматическими омонимами. 3. С функциональными омонимами.

Витя сколотил из досок кормовой столик и приладил его на опушке под старой ёлкой. В сумерках, когда плыть стало небезопасно, кормовой… направил лодку к берегу.

Вдали, в неглубокой балке, серели крыши деревни и зеленели вербы. Жестяная керосиновая лампа, подвешенная к балке низкого потолка, слабо освещает внутренность избы.

…ко мне [в гости] пришёл старый знакомый… На террасе силуэт знакомый

 

Задание 15. Укажите, в какие отношения вступают фразеологические обороты: 1) антонимические; 2) синонимические; 3) омонимические; 4) паронимические

  1. вырастать в глазах – вырастать на глазах
  2. с открытой душой – с камнем за пазухой
  3. ни в дудочку ни в сопелочку – и швец, и жнец, и в дуду игрец
  4. не сделать лишнего шагу – пальцем не пошевельнуть
  5. идти по миру – идти с миром
  6. надрывать кишки (безудержно хохотать) – надрывать кишки (выполнять тяжелую, непосильную работу)
  7. сесть в лужу – попасть впросак
  8. ломать голову – сломать голову
  9. подать голос (дать знать о себе при помощи голоса) – подать голос (участвовать в голосовании)
  10. одержать победу – потерпеть поражение

 

Задание 16. Прочитайте буквальные переводы иноязычных фразеологизмов. Каким русским фразеологическим оборотам они соответствуют?

1) Одним камнем дважды ударить.

2) Жить как петух на откорме.

3) Король не кузен.

4) Принять пузыри за фонари.

5) Везти сов в Афины.

6) Дождь льёт кошками и собаками.

 

Задание 17. Запишите фразеологизмы, которые обыгрываются в предложениях. Укажите значение фразеологизмов.

1.Я хорошо усвоил чувство локтя, который мне совали под ребро

 (В. Высоцкий).

2.Сочиняй, брат, сочиняй поскорее! Не засыпай на лаврах

(Ф. Достоевский).

3.В доме как будто должна разразиться буря. Однако это - буря в стакане британской аристократической воды (Д. Заславский).

4.Где же безопасный проход между Сциллой бессистем­ности и Харибдой теории? (В. Белинский).

5.Оценив ситуацию, друзья мои поняли, что это был не просто камень, а целая глыба преткновения в таком ответ­ственном деле (О.Добревич).

6.Всякий талант в конце концов зарывают в землю (Э. Кроткий).

 

Задание18. Восстановите фразеологизмы, которые подверглись изменениям. Запишите их в правильном виде:

Ребус Сфинкса; взятки данайцев; уши Аргуса; Геркулесовы горы; таскать картошку из огня.

 

Задание 19. Приведите примеры фразеологизмов, в которых присутствует цвет, и определите их лексическое значение.

Например: белая ворона -

Задание 20. Перед вами перевёртыши – устойчивые выражения, в которых каждое слово заменено антонимами. Восстановите первоначальный вид фразеологизмов.

Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, отпустить хвост коровы, бессчетные ночи.

 

Выдающиеся ученые-лингвисты.pptx

 

 ГУО « Могилёвская городская гимназия № 1 »

поделиться в: