РУС БЕЛ ENG

Районный ресурсный центр по подготовке к олимпиаде по учебному предмету "Всемирная история" и "История Беларуси"

Изображение

Руководитель ресурсного центра по подготовке учащихся к олимпиаде

по учебному предмету "Всемирная история" и "История Беларуси"

Берегела Жанна Николаевна ,первая квалификационная категория 

 

РАСПИСАНИЕ РАБОТЫ 

районного ресурсного центра по подготовке учащихся

к централизованному экзамену и централизованному тестированию

по учебному предмету "Всемирная история" и "История Беларуси"

на базе ГУО «Средняя школа №3 г.Осиповичи»

на 2024/2025 учебный год

Предмет класс День недели Время Ауд

"Всемирная история"

и "История Беларуси"

9 - 11 суббота 11.00-12.35 301

Список учащихся

районного ресурсного центра по подготовке к олимпиаде

по учебным предметам «Всемирная история» и «История Беларуси»

на базе ГУО «Средняя школа № 3 г. Осиповичи»

на 2024/2025 учебный год

 

№ п/п

ФИО учащегося

Класс

Учреждение образования

1

Журик Станислав Андреевич

7

ГУО «Средняя школа № 1

г. Осиповичи имени Б.М.Дмитриева»

2

Мазаник Арсений  Александрович

9

ГУО «Средняя школа № 1

г. Осиповичи имени Б.М.Дмитриева»

3

Подвойский Владислав Николаевич

10

ГУО «СШ №2 г.Осиповичи»

4

Орехов Андрей Викторович

8

ГУО «СШ № 3 г.Осиповичи»

5

Гайкевич Александра Дмитриевна

10

ГУО «СШ № 3 г.Осиповичи»

6

Жлобич  Дарья Александровна

9

ГУО «СШ № 3 г.Осиповичи»

 

 

Согласовано.

Методист ГУМУ «Осиповичский

районный учебно-методический кабинет»

А.Г.Ленчевский

30.08.2024

ПРОГРАММА ПОДГОТОВКА К РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ОЛИМПИАДЕ

ПО ПРЕДМЕТАМ ИССЛЕДОВАНИЯ

«МИРОВАЯ ИСТОРИЯ» И «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

ДЛЯ 8-11 КЛАССОВ

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цель: приобретение систематизированных знаний о всемирно-историческом процессе и формирование представлений о месте Беларуси в нем, ознакомление с достижениями национальной и мировой культуры, расширение информационного пространства в области истории.

Задачи:

знать: события и основные тенденции, закономерности исторического развития общества;

уметь: выполнять задания олимпиадного уровня по предметам «Всемирная история» и «История Беларуси».

Процесс подготовки к республиканской олимпиаде ориентирован на развитие личностных, метапредметных и предметных компетенций учащихся, что означает не механическое запоминание определенного объема информации (дат, понятий, лиц, событий), а формирование опыта в самостоятельном решении учебных и практических задач.

Для формирования компетенций студентов используются различные источники информации: учебники, научно-популярная и художественная литература, средства массовой информации, интернет-ресурсы. Принципиально важным является реализация межпредметных связей с содержанием учебных предметов: «Искусство (отечественная и мировая художественная культура)», «География», «Белорусская литература», «Русская литература», «Народное образование» и других.

Выбор учебного материала определяется необходимостью реализации следующих функций и принципов образовательного процесса:

- историко-познавательный, связанный с освоением конкретных школьников.основа научных знаний о важнейших тенденциях и закономерностях исторического развития общества во всем его многообразии и противоречиях;

– образовательная, ориентированная на овладение студентами общими и специальными историческими способами деятельности;

– развивающее, обеспечивающее формирование наглядно-образного и словесно-логического типов мышления, необходимых для преобразовательной и творческой познавательной деятельности в условиях социальных преобразований;

- ценности и мировоззрения, способствующие социализации человека, ответственного за свои действия перед обществом и государством, и направленные на формирование активной жизненной позиции.

– принцип методологического плюрализма, позволяющий оптимально сочетать формационный и цивилизационный подходы, предполагающий философское обобщение и диалогическую интерпретацию исторических фактов;

– принцип научной объективности, позволяющий изучать исторические процессы и явления в совокупности их положительных и отрицательных сторон, исключая субъективизм, идеализацию и политическую конъюнктуру;

– принцип историзма, предполагающий изучение исторических процессов, явлений, событий в их развитии с учетом причинно-следственных и системных связей;

– принцип ведущей роли теоретических знаний, предполагающий усвоение учащимися исторических представлений различной степени общности, причинно-следственных связей, закономерностей общественного развития, теоретических выводов и обобщенных характеристик процессов, явлений, событий;

– принцип объединения формализованного (конкретные исторические события, их время, место, участники, понятийный и терминологический аппарат, устоявшиеся теоретические положения) и неформального (субъективные суждения, мнения, оценки, версии) исторического знания;

– принцип междисциплинарности, предполагающий использование межпредметных связей при изучении истории, обществознания, литературы, географии;

– принцип культурно-исторической среды, ориентирующий студентов на понимание своеобразия исторической среды различных народов, в том числе и белорусского, что оказывает влияние на особенности их развития, и предполагает трансляцию и усвоение достижений национальная и мировая культура студентов;

– принцип системности и преемственности между ступенями исторического образования в начальной, основной и средней школе;

– принцип доступности в преподавании истории, требующий учета возрастных особенностей и познавательных возможностей учащихся;

- принцип изучения истории Беларуси в контексте региональной и мировой истории.

СОДЕРЖАНИЕ

1.ЦИВИЛИЗАЦИИ ДРЕВНЕГО МИРА

Первобытная история человечества. Периодизация истории первобытного общества. Проблема происхождения человека. Антропогенез. Социогенез. Возникновение религии и искусства. «Неолитическая революция».

Экономика и политическая карта Древнего Востока. Природные условия и развитие орошаемого земледелия. Основные домашние занятия. Социальная структура общества. Город-государство Древнего Востока. Создание Соединенных Штатов и империй. Очаговый характер развития древневосточных цивилизаций.

Общество и государство в странах Древнего Востока. Восточный деспотизм. Социальные отношения доминирования – подчинения. Система государственного управления.

  1. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

У истоков древнегреческой цивилизации. Природные условия. Основные экономические занятия населения. Древний полис. Право граждан. Государственное устройство древнегреческого полиса. Классический период. Кризис политической системы. Походы Александра Македонского и возникновение новых государств.

  1. ДРЕВНИЙ РИМ.

Природные условия и занятия жителей Апеннинского полуострова. Царствование царей в Риме. Римская республика. Начало широкой военной экспансии и создания профессиональной армии. Кризис республиканской системы. Римская империя: от общества граждан к обществу подданных.

Культурное наследие древних цивилизаций. Развитие письма. Эпос и литература. Начало развития научных знаний. Архитектура, скульптура, живопись. Публичные зрелища. Возникновение христианства. Мировое значение античной культуры.

 

  1. ПЕРВОБЫТНОЕ ОБЩЕСТВО НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ:

СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ

Древнее население Беларуси. Население Беларуси в каменном веке. Индоевропейцы и их роль в истории Беларуси. Население Беларуси в эпоху бронзы. Население Беларуси в железном веке.

Хозяйственная деятельность и общественные отношения на территории Беларуси в древний период. Особенности экономической деятельности. Неолитическая революция и ее последствия. Социальные последствия использования металлов. Эволюция первобытного сообщества.

Религиозные представления и духовная культура древнего населения Беларуси. Формы религиозных представлений в первобытном обществе. Мифология. Примитивное искусство.

 

  1. ЦИВИЛИЗАЦИИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ. ЗАПАДНАЯ ЕВРОПА И ВИЗАНТИЯ

Политическая карта средневековой Европы. Раннее средневековье: от варварских королевств до империи Карла Великого. Европа высокого средневековья: феодальная раздробленность. Позднее Средневековье: образование централизованных государств.

Феодальная Европа. Раннее средневековье – начало феодальных отношений. Сюзеренитет – вассалитет, феодальная иерархия. Классы средневекового общества. Позднефеодальное общество. Город Западной Европы. Ремесло и торговля.

Европа христианская. Христианизация Европы. Церковный раскол 1054 года. Роль Церкви в политической, экономической и культурной жизни Европы. Мировосприятие и система жизненных ценностей европейцев.

Культура западноевропейского средневековья. Система образования в Западной Европе. Университеты. «Семь свободных искусств». Литература. Архитектура. Раннее Возрождение и ранний гуманизм.

Византия в средние века. Византийская империя на политической карте Средневековья. Общественные отношения в Византии. Византийские города. Православная церковь в Византии. Культурное наследие Византии.

 

  1. СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ.

Политическое развитие славянского мира в средние века. Возникновение славян и начало славянской государственности. Образование первых славянских государств. Славянские земли в период феодальной раздробленности.

Экономика и общество славян в средние века. Основные домашние занятия. Возникновение городов и их развитие. Особенности общественного развития и феодальных отношений.

Культура восточных, западных и южных славян. Язычество славян. Принятие и распространение христианства. Возникновение славянской письменности. Литература, архитектура и живопись. Влияние религии на духовное и культурное развитие славян.

  1. ЭТНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ.

Балты и славяне на территории Беларуси. Формирование Балтийского сообщества. Проблема происхождения славян и их расселения на территории Беларуси. Отношения славян и балтов. Славянские племена на территории Беларуси.

Становление белорусской нации. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки формирования белорусской нации. Состав этнической территории и общий язык белорусского этноса. Единство материальной и духовной культуры белорусского народа.

  1. ЦИВИЛИЗАЦИИ АЗИИ, АФРИКИ И АМЕРИКИ.

Экономическая жизнь и политическая карта Азии в средние века. Основные экономические занятия населения. Этнические изменения. Политическая карта Азии в средние века: Китай, государство Чингисхана, Япония, Арабский халифат, государство Тимура, Османская империя, Индия.

Общественные отношения в средневековых цивилизациях Азии. Социальная структура средневековых восточных цивилизаций. Особенности социальных отношений средневековых восточных цивилизаций (Танский Китай, Япония, мусульманские страны, Индия). Культура.

Америка и Африка в средние века. Географическое положение и занятие населения Американского континента в средние века. Сельское хозяйство в Америке и первых штатах. Государство Центральной Америки в средние века. Основные государства Андского региона в средние века. Социальная структура и культурные достижения штатов Америки. Средневековые государства Африки.

 

  1. СОЗДАНИЕ И РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВА НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ.

ПЕРВОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ НА ТЕРРИТОРИИ БЕЛАРУСИ.

Государствообразовательные процессы в Восточной Европе. Киевская Русь. Полоцкое княжество — первая историческая форма государственности на территории Беларуси. Туровское княжество.

Княжество на территории Беларуси в период раздробленности. Причины и начало раздробленности. Княжества Полоцкой земли. Туровская земля в период раздробленности. Княжество Понемания, Побужье и Посожье.

 

  1. ОБРАЗОВАНИЕ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВИЯ ЛИТОВСКОГО, РОССИЙСКОГО И ЖЕМАЙТСКОГО (ВКЛ.).

Образование Великого Княжества Литовского (ВКЛ) как полиэтнического государства. Основные концепции образования Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Деятельность первых великих князей по образованию территории Великого княжества Литовского (ВКЛ).

Положение белорусских земель в составе Великого княжества Литовского (ВКЛ) в XIV – первой половине XV века. Пути включения белорусских земель в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ). Союз Кревсов и его последствия. Политика Витаутаса. Гражданская война 1432–1439 гг. Смена династий в Великом княжестве Литовском (ВКЛ).

Государственная власть и местное самоуправление в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) во второй половине XIV – первой половине XVI в. Изменения в государственном управлении и переход к сословно-представительной монархии. Административно-территориальное деление. Судебная система и законодательство.

 

  1. БЕЛОРУССКИЕ ЗЕМЛИ В СОСТАВЕ. ОБЫЧНЫЕ СЛОВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XVI-XVII ВЕКА.

Предпосылки и причины объединения Великого Княжества Литовского (ВКЛ) и Царства Польского. Государственное устройство и органы управления Речи Посполитой. Защита государственной независимости Великого Княжества Литовского (ВКЛ) в составе Речи Посполитой.

Включение белорусских земель в состав Российской империи. Предпосылки упадка Речи Посполитой. Вмешательство иностранных государств во внутренние дела Речи Посполитой. Попытки политического реформирования Речи Посполитой. Первый и второй разделы Речи Посполитой. Восстание 1794 года и третий раздел Речи Посполитой.

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЕЛЬ

Социально-экономическое развитие белорусских земель в IX - середине XIII вв. Формирование феодальных отношений. Сложное хозяйство восточных славян. Древние города Беларуси. Смысл торгового пути «из варяг в греки».

Развитие феодальных отношений на белорусских землях в середине XIII – первой половине XVI века. Земельные отношения в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ). Состав сословий-классов феодального общества. Дворянство. Духовенство. Бюргеры. Крестьяне.

Города, ремесла и торговля на белорусских землях в середине XIII - первой половине XVI вв. Формирование городов как ремесленных и торговых центров. Маленькие города. Магдебургское право.

Социально-экономическое положение белорусских земель во второй половине XVI - первой половине XVII века. Предпосылки и особенности формирования фольварочно-пробкового хозяйства. Аграрная реформа 1557 г. Город в середине 16 – первой половине 17 вв. Развитие торговли.

Социально-экономическое развитие белорусских земель во второй половине XVII-XVIII веков. Экономический упадок во второй половине 17 - начале 18 веков. Восстановление экономики. Социальные противоречия. Возникновение мануфактур и магнатского предпринимательства. Направления и особенности экономической реформы Речи Посполитой.

 

  1. РЕЛИГИОЗНАЯ СИТУАЦИЯ НА БЕЛОРУССКИХ ЗЕМЛЯХ

Религиозная ситуация на белорусских землях в конце X - середине XIII века. Особенности языческого мировоззрения. Причины усыновления и процесс распространения христианства. Двойная вера. Влияние христианства на государственнообразовательные и культурные процессы.

Религиозная жизнь на белорусских землях в середине XIII – первой половине XVI века. Поликонфессиональный характер общества Великого Княжества Литовского (ВКЛ). Изменения в религиозной политике в Великом княжестве Литовском (ВКЛ) после заключения Кревской унии. Идея и требования заключения церковно-религиозного союза в конце XIV - начале XVI вв.

Реформационное движение в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ). Предпосылки Реформации в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ). Основные направления, особенности и последствия реформационного движения на белорусских землях. Контрреформация в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ).

Конфессиональная ситуация на белорусских землях в конце XVI-XVIII вв. Заключение Брестской церковной унии. Распространение униатской церкви на белорусских землях. Проблема диссидентов в Речи Посполитой.

 

  1. КУЛЬТУРА БЕЛАРУСИ

Культура белорусских земель в IX–XIII веках. Грамотность и литература. Полоцкая и Гродненская архитектурные школы. Декоративно-прикладное искусство.

Культура белорусских земель в XIV–XVI веках. Характер культурных процессов в Великом Княжестве Литовском (ВКЛ). Архитектура. Белорусская готика. Генеральная государственная летопись Великого княжества Литовского (ВКЛ). Начало книгопечатания. Особенности культуры Возрождения (ренессанса) на белорусских землях.

Барокко в культуре Беларуси. Начало барокко в культуре Беларуси. Литература и книжное дело. Театр. Изящное искусство. Архитектура.

Влияние Просвещения на белорусские земли. Социально-политическая мысль. Научные достижения. Художественная культура. Реформы образовательной комиссии

 

  1. ЗАПАДНЫЙ МИР В XVI–XVIII ВЕКАХ.

Новые времена как особый период мировой истории. Новое время и его периодизация. Истоки Нового времени. Политическая карта Европы XVI века. Рождение индустриальной цивилизации.

Рождение капитализма. Истоки капитализма. Рост европейской экономики и торговли, развитие банковской системы. Торговая революция и теневая революция. Первоначальное накопление капитала. Предпринимательство и капиталисты. Торговые компании и политика меркантилизма. Начало промышленной революции.

Гуманизм и Возрождение. Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения. Гуманизм – философия Возрождения. Искусство эпохи Возрождения. Рождение современной науки. Развитие политических идей, светского образования и книгопечатания.

Начало европейской колониальной экспансии. Истоки колониальной экспансии и ее особенности. Экономические мотивы, роль церкви и государства. Борьба европейских стран за обладание морскими торговыми путями. Создание колониальных империй.

Реформация и религиозные войны. Причины и предпосылки Реформации. Начало Реформации в Германии. Распространение Реформации в Европе и создание протестантских церквей. Раскол Европы на католиков и протестантов. Контрреформация.

Европейская наука и культура конца XVI–XVII веков. Научная революция. Формирование новой картины мира. Идеи социального равенства и национального суверенитета. Литература и искусство.

Европейский абсолютизм. Борьба великих держав за господство в Европе в XVI–XVIII веках. Образование абсолютистских государств. Революция и установление парламентской монархии в Англии.

Контрасты XVIII века: эпоха Просвещения и революции. Идеология Просвещения. Теории ограниченной монархии и народного суверенитета и принцип разделения властей. Просвещенный абсолютизм. Американская революция в Новом Свете и Великая Французская революция в Европе.

 

  1. РОССИЯ И СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Российское государство на пороге Нового времени (XVI–XVII вв.). Образование единого Российского государства. Царствование Ивана Грозного. Создание государственного аппарата при Иване Грозном. Внешняя политика Ивана Грозного. «Смутное время». Московское государство в XVII веке. Культура Российского государства в XVI–XVII веках.

Эпоха преобразований в России XVIII века. Царствование Петра I и реформы в России. Военные победы Петровской России. Государственное управление. Основные направления внешней политики при преемниках Петра. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Культура Российского государства в XVIII веке.

Славянские народы в XVI–XVIII веках. Образование Речи Посполитой. Кризис и раскол Речи Посполитой. Положение славянских народов в Османской империи. Славянские земли в империи Габсбургов. Культура западных и южных славян.

 

  1. ЦИВИЛИЗАЦИИ АЗИИ И АФРИКИ В XVI - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

«Традиционное общество» Востока. Понятие «традиционное общество» и особенности восточного феодализма. Основные политические центры на Востоке: Османская империя (Турция), Индия, Китай и Япония. Система государственного управления и государственно-религиозное регулирование жизни.

Колониализм в Азии и Африке. Сущность понятия «колониализм». Торговая экспансия европейских государств. Начало территориальных завоеваний и образования колоний. Работорговля.

Духовная жизнь и культура восточных цивилизаций. Отношение жителей Азии и Африки к европейцам. Религиозные системы. Образование и школа. Литература и искусство.

Кризис традиционного общества в странах Востока. Традиционное восточное общество в условиях колониальной экспансии. Индия под властью Великобритании. Превращение Китая в полуколонию. Опыт японской модернизации. Африка. Страны Востока в эпоху «пробуждения Азии». Конец колониального раздела мира. Активизация колониальной экспансии в Азии и Африке. Обострение межимпериалистических противоречий. Антиколониальная борьба в Азии. Антиколониальная борьба африканских народов.

 

  1. МИР В XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Промышленная революция 19 века. Сущность и основные этапы промышленной революции. Экономический рост Европы. Роль науки в развитии промышленности. Социальные проблемы и итоги промышленной революции. Возникновение индустриального общества.

Франция и Европа во время наполеоновских войн. Франция от республики к империи. Наполеоновские войны и перемены в Европе. Создание Венской системы международных отношений. Европа в эпоху революций и национальных движений. Формирование новых идеологий. Революции и национальные движения 1820-х годов. Революции 1830-1831 годов. Революции 1848-1849 годов. Появление новых национальных государств в Европе.

Страны Запада во второй половине 19 - начале 20 веков. Экономическое развитие. Новые явления в мировой экономике: возникновение монополий. Политическое развитие. Основные формы буржуазного государства. Образование политических партий.

Наука, литература и искусство в XIX веке. Влияние естественных наук и технического прогресса на развитие общества. Наука индустриального общества. Литература и искусство. «Эпоха конца века».

 

  1. РОССИЯ И СЛАВЯНСКИЕ НАРОДЫ

Российская империя в XIX и начале XX веков. Социально-экономическое развитие. Внутренняя и внешняя политика. Общественные движения и реформы. Революционное движение в России и его особенности. Революция 1905-1907 годов. и его последствия.

Славянские страны в борьбе за национальное освобождение. Положение славянских народов в составе иностранных государств. Национальное возрождение. Россия и славянский вопрос. Русско-турецкие войны и их последствия для славянских стран. Балканские войны начала 20 века.

 

  1. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ В БЕЛАРУСИ

Общественно-политическая жизнь в первой половине и середине XIX века. Геополитическое положение Беларуси в XIX веке. Статус белорусских земель после присоединения к Российской империи. Проект возрождения Великого Княжества Литовского. Положение в Белоруссии в годы Отечественной войны 1812 года. Характер войны для разных слоев населения. Итоги войны для Беларуси

«Польский вопрос» и политика правительства. Польские и русские дворяне-революционеры в Беларуси. Восстание 1830-1831 гг. и 1863-1864 гг.: характер и результаты. Особенности политического курса российского правительства. Общественно-политическая жизнь во второй половине XIX и начале XX веков. Народные организации в Белоруссии в первой половине 1880-х годов. Создание социал-демократических организаций. Распространение марксизма. Возникновение социалистических и национально-демократических партий. Программные требования Белорусского социалистического содружества. Социальная база и основные цели трех общественно-политических лагерей в революции 1905-1907 гг. Динамика и формы революционного движения в Белоруссии.

 

  1. МИР В ЭПОХУ КРИЗИСА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЩЕСТВА (1918-1945 гг.)

Первая мировая война как знаковый период в европейской истории. Причины, характер и цели войны. Новая форма войны. Западный и Восточный фронты. Завершающий этап войны (1917-1918 гг.). Итоги войны.

Версальско-Вашингтонская система международных отношений. Проекты послевоенного урегулирования. Итоги Парижской мирной конференции. Вашингтонская конференция. Противоречия Версальско-Вашингтонской системы международных отношений.

Страны Запада в межвоенный период. Послевоенные проблемы. Социально-политические изменения. Мировой экономический кризис и его влияние на страны Запада. Основные особенности политического развития ведущих стран Запада. Одобрение антидемократических режимов в Европе. Истоки фашизма в Европе. Установление фашистского режима в Италии. Приход нацистов к власти в Германии. Идеология и практика фашизма.

Страны Азии, Африки и Латинской Америки в межвоенный период. Территориальный передел мира после Первой мировой войны. Национально-освободительные движения и их идеологии. Агрессивная политика Японии в Восточной Азии. Особенности развития стран Латинской Америки.

Развитие науки и культуры в условиях кризиса индустриального общества. Новые тенденции в развитии науки и культуры после Первой мировой войны. Противоречивый характер развития науки. Литература и искусство.

 

  1. СОВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО В 1917-1939 ГГ.

Россия в 1917 году: Февральская и Октябрьская революции. Победа Февральской революции в России. Отречение Николая II и падение монархии. Захват власти большевиками. Рождение нового типа государства. Значение Февральской и Октябрьской революций. Гражданская война в России и ее последствия. Советская модель модернизации. Образование СССР. Основные черты советской политической системы. Итоги экономической трансформации.

 

  1. РЕВОЛЮЦИОННЫЕ СОБЫТИЯ 1917 ГОДА И СОЗДАНИЕ

БЕЛОРУССКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА.

Особенности политической ситуации в Белоруссии в период Февральской и Октябрьской революций 1917 г. Варианты национального вопроса. Провозглашение Белорусской Народной Республики. Становление белорусской национальной государственности на советской основе: создание Социалистической Советской Республики Беларусь (ССРБ), Социалистической Советской Республики Литвы и Белоруссии (ЛитБел) и второе провозглашение СССР. Общественно-политическая жизнь в 1920-е и 1930-е годы. Становление советской общественно-политической системы. Участие БССР в образовании Союза Советских Социалистических Республик. Роль Коммунистической партии (большевиков) Белоруссии и Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в политической системе. Политические репрессии.

 

  1. БЕЛАРУСЬ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Беларусь в условиях Первой мировой войны и польско-советских войн. Положение белорусских губерний в годы Первой мировой войны. Итоги Брестского мира для Беларуси. Ситуация во время польско-советской войны 1919-1921 гг. Рижский мирный договор и его последствия для Беларуси.

Беларусь в межвоенный период. Геополитическое значение Советской Белоруссии. Возвращение восточных белорусских территорий в состав БССР в 1924 и 1926 годах. Положение западнобелорусских земель в составе Польши. Политика польских властей. Национально-освободительное, крестьянское и рабочее движение в Западной Белоруссии.

 

  1. ВТОРАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Мир находится на пути к новой мировой войне. Мировой экономический кризис и начало агрессии фашистских государств. Появление центров военной опасности в Азии и Европе. Проблема создания системы коллективной безопасности. Политика «умиротворения агрессора» и ее результаты. Крах Версальской системы международных отношений. Вторая мировая война и ее последствия. Причины, характер и цели войны. Периодизация. Начальный период войны и оккупации европейских государств нацистской Германией. На фронтах Второй мировой войны и Великой Отечественной войны. Роль Советского Союза в победе антигитлеровской коалиции. Деятельность антигитлеровской коалиции. Итоги и уроки Второй мировой войны.

 

  1. БЕЛАРУСЬ В ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ И

ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Начало Второй мировой войны. Воссоединение Западной Белоруссии с БССР. Нападение гитлеровской Германии на СССР. Причины неудач Красной Армии в оборонительных боях на территории Белоруссии. Немецкий оккупационный режим на территории Беларуси. Деятельность совместных организаций. Партизанское движение и подпольная борьба. Освобождение Белоруссии. Вклад белорусского народа в разгром фашистской Германии.

 

  1. СТРАНЫ МИРА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XX - НАЧАЛЕ XXI ВЕКА

Мир после Второй мировой войны. Обострение противоречий между западными державами и СССР. Холодная война. Деэскалация международной напряженности. Переход от разрядки к конфронтации. Крах европейской системы социализма. Углубление интеграции и дезинтеграции в современном мире. Научно-технический прогресс и становление постиндустриального общества. Новая эра в развитии науки и техники. Компьютерная революция. Прорыв в медицине. «Зеленая революция». Противоречивый характер НТР. Изменения в социальной структуре общества. Западная Европа и создание Европейского Союза. «Государство всеобщего благосостояния». Кризисные явления 1970-х и 1980-х годов. Неоконсервативная политика. Интеграционные процессы и создание Европейского Союза. Социальные тенденции и изменения.

Страны Центральной и Юго-Восточной Европы. В орбите советского влияния. Достижения и противоречия «реального социализма». Кризисы и потрясения. «Бархатные» революции и проблемы переходного периода. Распад федерального государства Югославия. Основные тенденции развития стран региона в конце 20 — начале 21 века.

 

  1. СССР В 1945-1991 гг. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

СССР после войны. Реформы Н. С. Хрущева. Эпоха «развитого социализма» (1964-1985). Проблемы внешней политики СССР. Перестройка и политический кризис М.С. Горбачева. Распад СССР и создание Содружества Независимых Государств (СНГ). Общественно-политическая жизнь во второй половине 1940-х и 1980-х годах. Особенности послевоенной внутриполитической жизни в БССР. Изменения в общественно-политической жизни во второй половине 1950-х — первой половине 1960-х годов. XX век Конституционное закрепление руководящей роли Коммунистической партии. Участие населения в общественно-политической жизни. Политика перестройки в БССР. Формирование многопартийной

Принятие Декларации о суверенитете РСФСР. Радикальная экономическая реформа. Октябрьские события 1993 года и принятие Конституции РФ. Социально-экономическое и политическое развитие России в 1994-1999 гг. Россия в начале XXI века. Внешнеполитические вызовы

 

  1. УСТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

Декларация о государственном суверенитете БССР от 27 июля 1990 г. и придание ей статуса конституционного закона. Референдум о сохранении СССР. Беловежские соглашения. Создание СНГ. Причины распада СССР. Принятие Конституции Республики Беларусь 15 марта 1994 года. Первый Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко. Республиканский референдум 14 мая 1995 г. и его итоги. Общественно-политическая жизнь во второй половине 90-х годов. 20-начало 21 века. Развитие общественно-политической системы в Республике Беларусь. Формирование ветвей государственной власти. Республиканский референдум 24 ноября 1996 г. и его итоги. Процесс становления Республики Беларусь как демократического, социального, правового государства. Выборы Президента Республики Беларусь. Республиканский референдум 17 октября 2004 г. и его итоги. Всебелорусские народные собрания. Политические партии и общественные объединения.

 

  1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ БЕЛАРУСИ

Решение аграрного вопроса в XIX и начале XX веков. Распад феодально-крепостнического строя и кризис борщевой экономики. Государственные и помещичьи деревенские реформы во второй четверти XIX века. Особенности и результаты проведения аграрной реформы 1861 года в белорусских губерниях. Особенности и результаты реализации столыпинской реформы в белорусской провинции.

Развитие капиталистических отношений в промышленности в XIX — начале XX вв. Особенности промышленной революции в Беларуси. Итоги промышленного развития. Строительство железных дорог, их влияние на развитие экономики. Процесс урбанизации и его особенности в Беларуси. Состояние торговли.

Социально-экономическое положение в 1918-1941 гг. Кризис политики «военного коммунизма» и переход к новой экономической политике. Итоги восстановления народного хозяйства в годы НЭПа. Особенности и итоги индустриализации в БССР. Коллективизация сельского хозяйства. Особенности социально-экономической ситуации в Западной Беларуси.

Социально-экономическое развитие во второй половине 1940-х — 1980-х годов. Курс на опережающий рост тяжелой промышленности. Развитие радиотехнической, радиоэлектронной, химической и нефтеперерабатывающей промышленности, машиностроения и металлообработки. Особенности развития сельского хозяйства и состояние агропромышленного комплекса. Преодоление последствий аварии на Чернобыльской АЭС.

Белорусская модель социально-экономического развития и ее реализация в условиях государственного суверенитета Республики Беларусь. Экономическое положение Республики Беларусь в первой половине 1990-х годов. Поиск путей выхода из кризиса. Развитие белорусской модели социально-экономического развития и ее существенные характеристики. Цели и средства реализации социально ориентированной экономики. Государственная молодежная политика. Экономическая интеграция с Россией и странами СНГ.

 

  1. БССР и РБ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 1940-2024 гг.

 Деятельность БССР в ООН. Торгово-экономическое сотрудничество со странами Совета экономического сотрудничества. Отношения с белорусской диаспорой. Геополитическое положение Республики Беларусь на рубеже XX-XXI веков. Приоритеты и многовекторность внешнеполитической деятельности Республики Беларусь. Деятельность Беларуси в ООН. Создание Союзного государства Беларуси и России. Развитие интеграции Беларуси и России. Образование Евразийского экономического союза. Отношения Беларуси с Европейским Союзом, Китаем и другими странами мира. Развитие экономических и культурных связей со странами ближнего и дальнего зарубежья. Развитие отношений с белорусской диаспорой.

 

  1. КОЛОНИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. ПРОЦЕССЫ МОДЕРНИЗАЦИИ В СТРАНАХ АЗИИ, АФРИКИ И ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ.

Основные этапы освободительной борьбы народов колониальных и зависимых стран. Деколонизация. Проблема выбора путей развития освободившихся стран. Неоколониализм. В поисках стабильности. Препятствия на пути развития. Сущность теории модернизации. Восточная и Юго-Восточная Азия: Япония, Китай и новые индустриальные страны. Специфика развития стран Южной Азии. Исламский мир. Страны Африки и Латинской Америки.

 

  1. РАЗВИТИЕ НАУКИ И КУЛЬТУРЫ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА ПРОМЫШЛЕННОГО ОБЩЕСТВА.

Новые тенденции в развитии науки и культуры после Первой мировой войны. Противоречивый характер развития науки. Литература и искусство.

Основные тенденции развития культуры во второй половине ХХ - начале XXI века. Новые явления в развитии культуры. Массовая культура. Образование. Социальные науки. Новые тенденции в искусстве. Вымысел. Архитектура. Сохранение традиционных культур

 

Составила: Берегела Жанна Николаевна, учитель истории

ГОУ «Средняя школа № 3 г. Осиповичи», 2024 г.

 

                                                            

 

Составитель     

Берегела Ж.Н., учитель истории

 

План проведения занятий на I полугодие 2024/2025 учебного года

п/п

Дата

Темы

Количество часов

1

14.09

Жизнь первобытных людей.  Древний Восток.

2

2

21.09

Работа с тестовыми заданиями. Древняя Греция.

Сравнительная характеристика

2

3

28.09

Древний Рим

Работа с тестовыми заданиями, картами.

2

4

05.10

Белорусские земли в древнейшие времена.

Население белорусских земель в Раннем средневековье

2

5

12.10

Средневековые княжества на территории Беларуси.

2

6

19.10

Работа с тестовыми заданиями, карты. Характеристика стран Западной Европы в Раннем и Высоком средневековье.

2

7

26.10

Славяне в Раннем и Высоком средневековье.

Цивилизации Азии, Африки и Америки.

2

8

09.11

Работа с тестовыми заданиями, карты. Западная Европа. Создание централизованных государств

2

9

16.11

Славяне в Позднем средневековье. Характеристика развития стран Азии, Африки и Америки

2

10

23.11

Работа с тестовыми заданиями, карты. Укрепление великокняжеской власти ВКЛ

2

11

30.11

Развитие городов в ВКЛ. Церковь и религия в ВКЛ

2

12

07.12

Работа с тестовыми заданиями, карты. Религиозная ситуация на белорусских землях

2

13

14.12

Работа с тестовыми заданиями. Культура Беларуси

2

14

21.12

Составление сравнительных таблиц. Западный мир в XVI–XVIII вв.

2

 

Согласовано.

Методист ГУМУ «Осиповичский

районный учебно-методический кабинет»

А.Г. Ленчевский

30.08.2024

 

Областные ресурсные центры

УО «Могилевский государственный областной лицей №2»

 

ГУО «Средняя школа № 8 г. Могилева»

История и общество

ведение

https://mgol2.by/content.aspx?cont=127

 

 

https://school8.mogilev.by/oblastnoj-resursnyj-tsentr-po-po-obshchestvovedeniyu

 

 

поделиться в: