Программа предшкольной подготовки
Пояснительная записка
Цель программы: создание условий для развития детей старшего дошкольного возраста, позволяющего им в дальнейшем успешно освоиться с ролью ученика.
Задачи подготовительного курса:
- Обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- Помочь детям вжиться в позицию школьника;
- Содействовать развитию умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
Основные принципы работы:
- Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей;
- Уважение к личности ребенка, к процессу и результатам его деятельности в сочетании с разумной требовательностью;
- Комплексный подход при разработке занятий,
- Вариативность содержания и форм проведения занятий;
- Систематичность и последовательность занятий;
- Наглядность.
- Режим проведения занятий:
Каждую субботу февраль - март
Что необходимо иметь в портфеле:
- пенал (ручка, простой карандаш, ластик, набор цветных карандашей из 12 цветов);
- тетради (1 в крупную клетку, 1 в косую линию).
Ожидаемые результаты:
- Освоение дошкольниками роли ученика: знакомство со школой, учителем, будущими одноклассниками. Усвоение школьных правил.
- Выравнивание стартовых возможностей дошкольников. Развитие умений и навыков, необходимых для успешного обучения в начальной школе.
- Диагностика школьной зрелости. Выработка рекомендаций для родителей.
Формы работы с родителями:
- дни открытых дверей;
- консультации.
Содержание программы
Раздел «Обучение грамоте. Развитие речи» (7 часов)
Речь устная и письменная - общее представление.
Предложение и слово. Членение речи на предложения, предложения на слова, слова на слоги.
Слог и ударение. Деление слов на слоги, ударение в словах, определение количества слогов в словах.
Звуки и буквы. Представление о звуке, различие на слух и при произношении гласных и согласных звуков.
Знакомство с буквами а, о, и, ы, у. Узнавание букв по их характерным признакам, правильное соотнесение звуков и букв.
Чтение слогов- «слияний» с ориентировкой на гласную букву, чтение слогов и изученными буквами.
Планируемые результаты.
Знать: основное отличие звука от буквы
Уметь: делить предложения на слова;
составлять связные рассказы по картинке из пяти и более предложений;
выделять в словах отдельные звуки;
соотносить слышимое и произносимое слово со схемой моделью;
ориентироваться на страницах тетради;
правильно сидеть и держать ручку при письме.
Раздел «Формирование первичных математических представлений» (7 часов)
Пространственные и временные представления. Сравнение групп предметов (больше, меньше, столько же, больше на, меньше на). Название, последовательность и обозначение чисел от 1 до 10. Счет в прямом и обратном порядке. Состав чисел. Число 0. Сравнение чисел. Геометрические фигуры: круг, шар, треугольник, четырехугольник.
Планируемые результаты.
Знать: название и последовательность чисел от 0 до10;
Уметь:считать предметы в пределах 10;
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 10;
ориентироваться в тетради.
Раздел «Развитие мелкой моторики» (7 часов)
Упражнения для развития мелкой моторики. Пальчиковые упражнения. Кинезиологические упражнения.
Рисование. Обведение по контуру. Штриховка. Раскрашивание картинок.
Лепка. Аппликация.
Раздел «Ознакомление с окружающим миром» (7 часов)
Формирование представлений об окружающем мире, живой и неживой природе. Развитие основных компетенций учащихся, совершенствование умений применять знания в повседневной жизни.
Предшкольная подготовка очень помогает маленькому человеку освоиться в непривычной обстановке и перенести период адаптации в коллективе максимально спокойно, без психологических потрясения. Ведь на самом деле не важно, как будет считать ваш ребенок, а более значимым является то, как он привыкнет к процессу учебы.
Содержание программы предусматривает комплекс занятий, включающих следующие направления деятельности:
- «Мир логики». На занятиях курса будущие первоклассники путешествуют по стране знаков, знакомятся с «волшебными клеточками», изучают подвижные игры с математическими заданиями. Дети учатся соотносить цвета, определять форму предметов, используя геометрические фигуры как эталон, ориентироваться в количественных характеристиках предметов, ориентироваться в пространстве, Подготовка к изучению математики в школе осуществляется в трех направлениях:
- Формирование базовых умений, лежащих в основе математических понятий, изучаемых в начальной школе;
- Логическая подготовка, которая включает формирование логических умений, составляющих основу формирования понятия числа;
- Символическая подготовка – подготовка к оперированию знаками.
- «Мир грамоты». Большая роль на занятиях этого курса отводится играм со словами, в ходе которых дети приобретают навыки словоизменения и словообразования, лексической и грамматической сочетаемости слов, осваивают структуру предложения. Главной задачей этого курса являются развитие умений говорения и слушания, обогащения активного, пассивного и потенциального словаря ребенка.
- «Мир сказок». Целью данного курса является развитие творческих и совершенствование коммуникативных навыков дошкольников. Развитие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), умение группировать предметы по нескольким признакам, комбинировать их, подмечать в предметах сходства и различия, составлять композиции, используя подручный материал (клей, ножницы, цветная бумага) Развитие коммуникативных способностей дошкольника – это привитие правильных (социально адаптированных) форм поведения и умения работать в группе.
- Ведущий метод работы с детьми – это игра. Данный тип деятельности является ведущим в дошкольном возрасте.
- Основная форма организации деятельности – это урок. Используются различные виды уроков – урок-путешествие, урок-игра.
- Цели занятий:
- - Развитие слухового и зрительного восприятия.
- - Развитие целенаправленного внимания и наблюдательности.
- - Развитие слуховой и зрительной памяти.
- - Развитие мышления и речи.
- - Развитие общей и мелкой моторики.
- - Совершенствование коммуникативных навыков.
- - Воспитание доброжелательного отношения к окружающим.
- - Совершенствование навыков монологической речи.
- - Совершенствование навыков диалогической речи.
- - Развитие мимики и пантомимики.
- - Развитие фантазии и воображения.
- - Развитие способностей к глубокому образному мышлению.
- - Развитие способностей к установлению причинно-следственных связей.
- - Развитие творческих способностей.
- - Формирование эмоционально-волевой сферы.
- -
- Формирование этических представлений.
- - Повышение уверенности в себе.
- - Научить принимать решения.